О кафедре естественно-научного образования ИРОиПК

Кафедра естественно - научного образования продолжает славные традиции института и осуществляет свою деятельность по созданию условий для развития профессионального мастерства учителей-естественников (учителей биологии, химии и географии) - оказывает помощь в овладении компетенциями, необходимыми в современном школьном образовании, ищет пути сотрудничества с учителями, использует различные формы обобщения и распространения педагогического опыта.  Заведует кафедрой Анна Николаевна Матаннанова,  к.п.н., отличник образования РС(Я), Соросовский учитель, победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель России», доцентом кафедры является Антонина Иннокентьевна Новгородова, к.п.н.,   стипендиат фонда «Дети Саха-Азия», отличник образования  РС(Я).

В институте созданы все условия для успешной курсовой подготовки учителей. Кафедра естественно-научного образования имеет свой учебный кабинет, оснащенный в соответствии с современными требованиями, а также полевую лабораторию для химических анализов окружающей среды – необходимое оборудование для экспедиций.  Сотрудники сотрудничают с кафедрой методики преподавания биологии, химии и географии, кафедрой экологии Института естественных наук СВФУ, с Министерством охраны природы, Центром экологического просвещения РС(Я) «Эйгэ», Институтом биологических проблем Севера и криолитозоны.

Основной формой работы с учителями являются курсы повышения квалификации. В настоящее время содержание и структура курсов определяются на основе изучения трудностей и проблем в работе учителей, их запросов и потребностей. Для этого проводится опрос слушателей курсов, организуются проверочные работы, выявляющие уровень компетентности по предмету обучения.

Самой актуальной проблемой для учителей является реализация новых подходов в обучении, планирование и обучение согласно требованиям новых стандартов. Поэтому в содержание курсов входят такие ключевые вопросы, как современные подходы к методам и технологиям обучения, планирование и организация урока по требованиям ФГОС, особенности оценки результатов обучения,  методология педагогического эксперимента.  

Форма и виды практических занятий определяются целями курсов, особенностями их содержания. Курсы, посвященные методическим аспектам обучения, включают смотры открытых уроков, мастер-классы опытных учителей, консультации, практикумы по моделированию уроков.   Эффективной формой сотрудничества с учителями является индивидуальная работа. В зависимости от опыта учителя, его потребностей и уровня компетентности планируются формы взаимодействия и способы совершенствования его профессионального мастерства. На курсы по внеурочной деятельности школьников  учителя могут приехать со своими учениками. Для них проводится очная школа по биологии, химии и географии, организуются  различные виды занятий (конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон, предметные консультации и др.). Особое внимание уделяется работе с молодыми учителями-естественниками: их курсовая подготовка имеет практикоориентированный характер.

В рамках проекта по стажировочным площадкам в декабре 2014 года 30 учителей биологии и химии прошли обучение в Московском институте открытого образования. Много нового, полезного для практической деятельности узнали из  лекций известных в стране методистов, профессоров – П.А.Оржековского, д.п.н. и Г.И.Лернер, к.п.н.

Курсы с участием Ирины Александровны Баскевич, учителя географии СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка г. Перми, финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года 2012», проведенные в рамках Международного Летнего Института в 2014 году в форме обмена опытом, вызвали большой интерес наших учителей. 

В планировании и организации курсов для учителей географии активное участие принимают Тамара Владимировна Михайлова, учитель географии, заместитель директора Физико-технического лицея, Саргылана Иннокентьевна Огоюкина, учитель географии, к.п.н., заместитель директора Таттинского лицея.

 Важным направлением является экологическая работа. Для учителей республики проводятся семинары и конференции, курсы и экспедиции экологического содержания. В рамках программы «Образование для устойчивого развития» проведены курсы, посвященные энергосбережению в школах Республики. Традиционные образовательные экспедиции для учащихся и учителей проводятся ежегодно в разных районах республики. В Сунтарском районе   организована  экспедиция по палеонтологическим местам и месторождениям района.  На базе школьного лагеря Аканинской СОШ в Нюрбинском районе  проведены полевые исследования. В Верхоянском районе с участием Министерства охраны природы РС(Я) организуются образовательные экспедиции на горы Киhилээх через Элгэс и Туостаах.

Кафедра естественнонаучного образования развивается: совершенствует содержание и формы работы, определяет новые направления своей деятельности, расширяет круг взаимодействия и сотрудничества.