У "руля" - тьюторы Республики!

В АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II» (дир.Г.И.Алексеева, д.п.н.) завершилась третья сессия курсов профессиональной   переподготовки «Тьюторы в системе образования». Дипломы о профессиональной переподготовке получили 19 человек. Как мы уже писали, это педагоги из разных районов республики: воспитатели дошкольных учреждений, учителя, педагоги дополнительного образования, заместители директоров.

Следует отметить то, что  в республике это первый опыт в подготовке  тьюторов.  В России профессиональная переподготовка тьюторов ведется только в Московской и Архангельской областях. Программа курсов разработана федеральным экспертом  Кушнир Светланой Викторовной, к.п.н., членом Правления межрегиональной тьюторской ассоциации, руководителем Новосибирского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Занятия третьей сессии совместно с руководителем программы Светланой     Викторовной вели методисты ИРОиПК Прокопьева Людмила Николаевна, заведующая кафедрой начального и инклюзивного образования, Андросова Любовь Николаевна, заведующая кафедрой гуманитарных предметов.

Переподготовка была направлена на приобретение новой квалификации «тьютор», на получение компетенций, необходимых для ведения нового вида профессиональной деятельности в области индивидуализации образования и тьюторского сопровождения.

Специальные компетенции тьютора сформированы как единицы профессионального корпоративного стандарта «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы»:

§  сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы;

§  организовать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

§  разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

  Педагоги прослушали лекции по вопросам философии и методологии индивидуализации и тьюторства, ознакомились с теорией и практикой индивидуализации и   тьюторства в стране, осваивали  тьюторские технологии на практикумах и стажировке в образовательных учреждениях республики.

Три сессии активной работы по освоению новой профессии завершились итоговой аттестацией  в форме защиты выпускной аттестационной работы. Тематика выпускных работ была самой разной. Работы связаны с актуальными проблемами, которые волнуют педагогов и имеют практическую значимость в решении педагогических проблем на местах, в школах и детских садах. Можно выделить основные направления, которые были охвачены слушателями курсов переподготовки:

организационно-педагогические условия для индивидуализации в образовательном учреждении;

модели тьюторского сопровождения в организации образовательных событий, например, научно-практической конференции, недели английского языка и др.;

индивидуализации в преподавании школьных предметов;

тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

тьюторская позиция в воспитании: например, в классном коллективе, в семье.

Государственная аттестационная комиссия под председательством В.Д.Михайлова, д.ф.н., профессора СВФУ, высоко оценила дипломные работы слушателей, отметила их  актуальность в соответствии с  современным состоянием российского образования, а также проблемам школ Республики Саха (Якутия). Данный опыт педагогов может быть использован в реализации индивидуализации в системе дошкольного и школьного образования, а также имеются предложения и подходы, которые могли бы реально заинтересовать педагогов не только нашей республики, но и России в целом.

 

                          Анна Матаннанова, заведующая кафедрой естественно-научного образования ИРОиПК, к.п.н., руководитель курсов

 

 

Быть тьютором -большая отвественность

Закончилась вторая сессия курсов профессиональной переподготовки «Тьютор в системе образования» под руководством А.Н.Матаннановой, заведующей кафедрой  естественно-научного образования ИРОиПК, к.п.н.

С 22 по 28 августа 2016 года будущие тьюторы совершенствовали компетенции в области индивидуализации, осваивали технологические подходы, знакомились с опытом тьюторских практик в разных регионах страны.

 Программа занятий была очень насыщенной. Лекции и тьюториалы, практикумы и консультации сменялись одна за другой. Живой интерес и доброжелательность в общении, взаимодоверие стали условием успешного сотрудничества слушателей и разработчика программы Светланы Викторовны Кушнир, руководителя Новосибирского отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Итоговая аттестационная работа слушателей будет связана с опытом индивидуализации в школах республики. В ходе стажировки педагоги исследуют  подходы к организации сопровождения учащихся, своих коллег, родителей. Этот практический материал будет представлен в итоговых аттестационных работах и может стать основой для издания первого собрания практик индивидуализации и тьюторства  в Республике.

Мысли и рассуждения слушателей отражают, каким образом приходит осознание ими роли тьютора в современной школе. Быть первыми дипломированными тьюторами в республике непросто и ответственно. Все слушатели это понимают и готовы нести  миссию новой профессии

Отрывки из эссе слушателей  «Миссия тьютора»

 

 Дьяконова Д.В.,

тьютор Жиганской СОШ, Жиганский район

Миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.  Тьютор – это  своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком.

Если учитель может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор поможет найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он поможет ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

 

Винокурова В.Г.,

  воспитатель детского сада «Березка», Таттинский район

Мы видим, как огромен и прекрасен мир, в котором мы живем.  Тьютор должен подвести ребенка к осознанию того, что в этом мире он сам кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться.

Жизнь в тьюторской  профессии – это неустанный труд души. Нельзя работать тьютором, нужно им быть. Тьютор в моем понимании – это тот, кто учит ребенка быть человеком.

 

 Басыгысова  Д.Д., учитель английского языка

 районной гимназии «Эврика», Олекминский район

      Представим себе ребенка, у которого в голове масса мыслей и идей, вопросов. Чем заниматься, что изучать, куда пойти учиться?  А еще, возможно, множество проблем, серьезных или не очень, связанных с учебой, со взаимоотношениями с одноклассниками, учителями, родителями. Да мало ли что?! Как разобраться?

Вот тут-то и необходима помощь тьютора – человека, который готов помочь разобраться в самом себе, определиться в предпочтениях, понять, куда двигаться. Тьютор рядом до тех пор, пока его подопечный не почувствует крылья, и,  уверенный в правильности своей дороги, не отправится в свой полет.

 

Ноговицына Н.Н.,

 заместитель директора СОШ №35, г. Якутск

 Тьютор должен получить запрос (или заказ) от другого лица на предмет затруднения в чем–либо, при этом речь идет не только об образовании, но и о затруднениях личного плана, например, неуверенность, неумение работать в группе и др.

 Посредническое действие тьютора связывает  запрос   тьюторанта с внутренними и внешними ресурсами, которые необходимы ему для того, чтобы его запрос был реализован.

 

Охлопкова С.В.,

Воспитатель детского сада «Светлячок», г. Якутск

 Профессией тьютора я начала интересоваться с прошлого года, когда моя дочь поступила в музыкальное училище, и у нее появился тьютор. Каждый раз, приходя с училища домой, она рассказывает о своем тьюторе, о том, как тьютор с ней общался, советовал, помогал, убеждал.

В нашем детском саду № 13 «Светлячок» есть первые шаги в организации тьюторской деятельности.  Если ребенок плохо видит или слышит, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, обязательно нужен тьютор, по-другому, сопровождающий воспитатель.

 Здоровым детям тьютор собственным примером покажет, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

 Со временем потребность в тьюторах будет только расти. А нам предстоит нести миссию тьютора.

 

Анемподистова В. С.,

учитель русского языка Арылахской СОШ, Чурапчинский район

Более тридцати лет работаю в школе. Педагогический процесс представляется мне огромным механизмом, который предоставляет Ребенку Жизнь. В этой Жизни – вся природа Ребенка, вся его сущность.

Я согласна с австрийским педагогом Артуром  Шнабелем:  «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Это высказывание вполне может стать девизом в работе тьютора.

Драгунов С.А.,

тьютор, Чурапчиниский район

Вот уже пару часов сижу и пытаюсь вникнуть, понять смысл индивидуализации. И все больше и больше меня поражает глубина, степень значимости и ответственности.  На кону стоит «судьба» человека, ребенка.  Кто же возьмет на себя такую ответственность?

Если человек называет себя тьютором, он прекрасно понимает, что стоит за словом индивидуализация. И вопрос в том, насколько этот человек готов взять на себя ответственность. От этого, думаю, будет зависеть, какая миссия будет у тьютора.

 

 Старовойтова С.В.,

 учитель начальных классов, Томпонский район

 Тьютор – педагог, который оказывает помощь в создании индивидуальной образовательной программы. Создать у обучающегося ощущение того, что всего он достиг сам – это высший пилотаж для тьютора.

Задача тьютора видится мне намного более сложной, чем деятельность педагога. Это и необходимые компетенции, и умение организовать эффективные системы координации, и роль помощника, наблюдателя, мотиватора.

Обширный круг обязанностей с первого взгляда ошеломляет и пугает. Прежде всего,   тьютора должны отличать доброжелательность, внутренний оптимизм, эмоциональность. Тьютор – еще одна ступенька на которую может подняться преподаватель, если, конечно, захочет.

 Пермякова Л.Д.,

 заместитель директора Чурапчинской СОШ, Чурапчинский район

  Мне кажется, тьютор – это профессионал, который сочетает в себе очень много компетенций. Это, можно сказать, универсальный педагог. Главная задача тьютора – помочь ребенку быть самостоятельным, ответственным за свое образование, найти свое.

Каждому человеку нужно развивать в себе тьюторские позиции, качества. Это умение слушать, рефлексировать, проектировать, сопровождать саморазвитие ребенка, умение сотрудничать, работать в тандеме, быть толерантным и т.д.

 

Прокопьева Марина Ричардовна,

 учитель географии,  Олекминский район

           Уверенно идти по жизненной дроге. Что это значит? Все ли мы уверенно идем по жизненной дороге? Все ли мы нашли свою дорогу в этой жизни? Думаю, что у каждого человека свой путь нахождения «своей дороги». Кто-то быстро определяет свое место в этой жизни, а кто-то может потратить на это полжизни. Но, очевидно одно, – чтобы уверенно идти по жизненной дороге, прежде всего, нужно понимать, осознавать себя как личность, чего я хочу и могу.  А это всегда непросто. Именно тьютор помогает ребенку самому видеть свое «я», осознавать свои образовательные и профессиональные интересы, обучает способам самообразования.

 

Аммосова А.В.,

воспитатель детского сада «Кустук»,  Намский район

Я воспитатель в детском саду. Только начала свой долгий, трудоемкий  путь в воспитании детей.

Стать тьютором будет для меня большой ответственностью. Получится или нет,  покажет время. Одно я знаю точно – мне это нравится. Я очень надеюсь, что смогу помочь раскрыться  не одному ребенку.

 

Турантаева Ю.З.,

учитель технологии Тулунинской СОШ, Усть-Алданский район

 От того, как складываются учебные дела у ребенка, зависят его настроение,  отношения с окружающими, будущее. Неуверенность является одной из главных причин «поиска места и деятельности», где ребенок будет признан и успешен. Учащиеся довольно быстро берутся за начало новых дел. Задача педагога – постоянно подпитывать их новыми идеями, стимулом, и поддержкой.

Тьютор – это тот человек, который направляет ребенка в нужное русло, помогает осмыслить, какую дверь он приоткрыл.  Для этого необходимо знать реальные потребности и интересы детей в соответствии с возрастом и соотносить их с возможностями, помочь создать такие условия, в которых ребенок сможет раскрыть себя.

 … я учусь делать то, что пока сама не очень умею, открываю для себя новое.